Жамбыл облысы білім басқармасы
Тараз қаласы білім бөлімінің
"А.Бөкейханов атындағы №1 гимназия "
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(7262) 43-34-92
Есепші бөлімі:
+7(7262) 43-29-21
Нашар көрушілер
нұсқасы
10
сентябрь
2018

Музей истории школы.

«….Музей — грандиозная памятная книга человечества»
А.В. Луначарский
   Что такое школьный музей? По мысли Д. С. Лихачева, «воспитание школьников проходит в школах, воспитание студентов — в вузах; воспитание же и школьников, и студентов, и взрослых — в музеях, художественных галереях, мемориальных квартирах и домах, лекториях». Отсюда главная его мысль: «Музей — это не только хранитель, это и воспитатель».
    Перелистывая страницы истории шко­лы, невольно ловишь себя на мысли: в ней, как в капле воды, отражается история всей страны.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, определяющим ее ценностные ориентации и установки, является патриотизм.
    Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его созидатель. Участвуя в поисковой работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей школы, с историей страны.
   Прошло 140 лет, как в г. Аулие-Ата было открыто двухклассное училище и зародилась система образования. За эти годы из стен нынешней гимназии № 1 г. Тараза вышли тысячи ее воспитанников, которые трудятся и живут не только на территории Казахстана, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
   Так  в газете «Туркестанские ведомости» от 13 июня 1878 г. был опубликован «Приказ по учебному ведомству» от 24 мая 1878 г. № 64  генерал-адъютанта фон Кауфмана, об открытии в г. Аулие-Ата двухклассного училища. Таким образом, училище как первая школа начало функционировать с 1 июля 1878 г. Эту дату и принято считать днём рождения средней школы № 1, первым руководителем которой был М Грачев.
    В 1905 г. училище преобразовано в 3х классное.
   А с 1914 г. оно становится начальным училищем, по типу обучения приближенным к начальной средней школе.   В эти годы инспектором был Николай Николаевич Боев, который в своей книге «Воспоминания школьного работника», восстановил множество фактов из истории школы.       
    В 1918-  1919гг училищу присваивается статус средней школы и официальное название: «1-я  Аулие-Атинская школа  2-й ступени».
27 января 1924 г решением городской траурной комиссии средней школе присвоено имя В. И. Ленина, которое школа носила до 1990 года.
1991 г школе присвоен статус школы-гимназии, в 2004г —  гимназии № 1, в 2017 году — присвоено имя Алихана Бокейханова.   140 — летнюю историю школы можно разделить на 3 этапа: дореволюционный, советский и в условиях суверенитета Республики Казахстан. Каждый из них богат своей историей, традициями. Всё это отражено во многих документах, письмах и воспоминаниях бывших учеников и учителей и бережно собирается и хранится в Музее истории школы, который был открыт 22 апреля 1965 г. Инициатива открытия музея принадлежит бывшему директору Юрченко Борису Петровичу, который посвятил школе 40 лет, тридцать из которых был директором, преподавателю истории, ветерану труда М. В. Белянской и преподавателю географии М. М. Султанову.  Весь педколлектив и учащиеся  в течение двух лет были заняты сбором материалов о жизни и деятельности В. И. Ленина и о  воспитанниках  старейшей в области школы. С годами материала становилось больше, поэтому был открыт второй зал.
   Над созданием музея трудились учителя истории Белянская М.В. и Воробьева А.В., учитель английского языка Баранова Г.Н., учитель географии Султанов М.М., учитель немецкого языка Бейзель Э.К, учитель черчения Сперанская В.К.
В разные годы руководили поисковыми отрядами и лекторскими группами люди, которые искренне любили свое дело, свою школу, изучали ее историю и воспитывали в детях глубокое уважение к тем, кто своими руками творил историю. Это Тумабекова А.А. (выпускница школы), Белянская М.В., Овчаренко А.С., Зенковская Н.В. (выпускница школы),  Кусепова Г.Ж. (выпускница школы), Поливцева Е.Н., с 2007 г. Севостьянова Т. В. (выпускница школы).
Судьба воспитанников школы и учителей складывалась по-разному: одни принимали участие в строительстве нового общества, другим пришлось бороться с контрреволюцией и басмачеством, свирепствовавшими в Средней Азии и Казахстане. Но особенно серьезным испытанием для всего народа  Советского Союза явилась Великая Отечественная война 1941–1945 гг. В числе защитников Родины в этот трудный час были многие  учителя и выпускники  школы им. Ленина.
Многие учителя и ученики школы ушли сражаться с врагом.
36 погибли на фронтах Великой Отечественной войны.
Четыре ученика нашей школы удостоены высокого звания
«Герой Советского Союза».
Зверев Н. А.
Петров А. Ф.
Баранов Н. Г.
Лященко Н Г.
   В 20-е годы в нашей школе учился легендарный  Герой Советского Союза Бауыржан Момыш-улы.
Школьный музей гимназии № 1 традиционно является одним из средств патриотического воспитания, поскольку обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Данное направление разрабатывается в контексте любви к родине, своему городу, к своей школе. Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, ее жизни, к ее народу.
Формируемое с ранних лет в семье чувство гражданственности человека целенаправленно развивается образовательной средой, всей системой общественно-исторических и правовых учебных дисциплин и внешкольной внеаудиторной работой.
Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной деятельности школы является сохранение лучших школьных традиций для обеспечения преемственности поколений, формирования позитивного отношения к труду учителя. В нашей школе много хороших традиций. И хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили раньше и теперь, какие они учителя? А в нашей школе есть о ком рассказывать: многие учителя имеют награды министерства, высокие звания. Есть в педагогическом коллективе учителя — выпускники этой школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться своими учащимися: медалистами и спортсменами, призерами олимпиад и конкурсов, кандидатами наук, поэтами, военными — вообще, выпускниками, которые смогли стать настоящими людьми. За годы своего существования музей стал сердцем школы, центром идейно-патриотического и нравственного воспитания. Здесь принимали в октябрята, пионеры, юношам и девушкам вручали паспорта, в условиях суверенного Казахстана принимают в юные мирасовцы, в День Знаний сюда, по традиции, приходят первоклассники, в дни торжеств и скорбных дат звучали выступления известных миру людей, среди  которых были первый часовой поста № 1 у Мавзолея А.Кашкин, Герои Советского Союза и  Социалистического труда академик Э.Кульжабаев,  лауреат  Государственной премии, академик АН  Киргизской ССР, выпускник 1904 г. К. К. Юдахин, кандидат медицинских наук, выпускница 1924 г.  М. Б. Левитанус, выпускник 1951 года, участник арктически экспедиций В.Панфилов, его брат Д. Панфилов, принимавший участие в подготовке космических кораблей к полету, Савченко А. Г., доктор исторических наук Киселев Ю.П. и многие другие.  Современный зал музея состоит из нескольких разделов:
 1. Из истории средней школы № 1 им. В. И. Ленина
 2. Выпускники школы 20-30 годов.
 3,4. Предгрозовые фронтовые.
 5. Нам трудом обновлять ордена и почёт.
 6. 120 лет какие наши годы…
 7. Школьные будни.
 8. Это наша с тобой биография…
 9. В дни школьных юбилеев.
 10. Операция «Поиск» продолжается…
 11. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…

Материалы размещены в витринах в хронологическом порядке.
Представлены уникальные фотодокументы, архивные справки, книги, сувениры. Особое место отведено материалам раздела «В боях отстояли Отчизну свою».
Члены Совета музея вели переписку с выпускниками —  участниками ВОВ, их родными и близкими. Из городов — героев следопыты привезли священную землю, военные реликвии: гранаты, котелок, каску, пулеметную ленту.
В переданном музею архиве Юрченко Б.П. хранятся уникальные фотографии, найденные в апреле 1945 года в районе г. Винер Натштадт (Австрия) у убитого немецкого корреспондента.
Борис Петрович Юрченко, основатель музея, прошедший всю войну, награжден 18 боевыми наградами, которые тоже хранятся в музее рядом с газетами военных лет: «Правдой» от 22 июня 1944 года, «За Родину» от 14 февраля 1943 года и другими военными
В витринах музея подлинные вещи, реликвии истории, собранные во время походов и экскурсий, встреч с участниками Великой Отечественной войны, старожилами нашей школы. С глубокой любовью и увлеченностью собирают материалы для своего музея учащиеся и учителя. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, любовь, интерес, время. Для многих учащихся работа в школьном музее становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.
Работа музея не прекращается. Продолжается активный поиск выпускников школы и каждый год, учащиеся и учителя находят все новые и новые факты из жизни школы.